Путешествие по Алтаю

Путешествие по Алтаю

Алтай – уникальное место. Эта огромная горная система находится в сердце Азии, на границе четырёх стран: России, Монголии, Китая и Казахстана. Российская территория Алтая разделена в настоящее время на два субъекта: Алтайский край и Республику Алтай. После 1991 года Горно-Алтайская область, ранее являвшаяся частью Алтайского края и обладавшая правами автономии, стала самостоятельным субъектом федерации – Республикой Алтай. Впрочем, путешественники не вникают в сложные взаимоотношения регионов. Они приезжают сюда насладиться девственной природой, вдалеке от шумных мегаполисов центральной части страны. Здесь они находят прозрачные реки, прекраснейшие озера, величественные горы, самобытную культуру, спокойных и независимых людей.

С тюркского языка «Алтай» переводится как «Золотые горы». Именно они больше всего привлекают туристов. Самые известные – вершины Маашей (4173 м) и Актру (4075м), входящие в состав Северо-Чуйского хребта; Катунский хребет; и одна из крупнейших горных вершин России – гора Белуха (4506 м). Но путь к ним труден: чтобы насладиться шумом камнепадов, грохотом сходящих лавин, увидеть, как они отражаются в горных озерах, путешественнику придется преодолеть тайгу, степи, заросли карликовой берёзы и завалы камней. Но, какой бы маршрут не избрал путешественник, при виде Белухи его охватит восхищение и трепет. У жителей Уймонской долины с этой горой связаны легенды о Беловодье, стране, где царит вечное счастье, свобода и справедливость.
Первые люди появились на Алтае много тысяч лет назад. Здесь зародилась культура кочевых народов, и возник тюркский язык. Эти горы видели взлёты и падения азиатских государств. По этим тропам был проложен в Средневековье Великий шелковый путь. Пейзаж высокогорных степей разнообразят древние курганы, скульптуры из камня, наскальная живопись. Захоронения родовых и племенных вождей VI–III вв. до н. э. – Пазырыкские курганы – не имеют аналогов в мире. Всемирно известными стали захоронения с вечной мерзлотой, в которых тела, деревянные, кожаные предметы, войлок и ткани оказались забальзамированы. Десятки подобных курганов, ожидающих исследователей, находятся в «зоне покоя», на плато Укок.
Равнинный Алтай сейчас является территорией постоянной стройки. Палаточные городки сменяются деревянными, а затем и каменными домами, развивается гостиничный бизнес. Ни один кусочек живописного края не остался без внимания бизнесменов и рекламщиков. Рекламные буклеты предлагают развлечения на любой вкус: от восхождения на гору до похода к отшельницам. Однако серьезно настроенного путешественника такой отдых не удовлетворит. В поисках открытий и неповторимых впечатлений ему стоит отправиться в настоящий Алтай – за рекой Катунь.

ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Впервые русские появились на территории Алтая в 1633 году. Отряд боярского сына Петра Собанского разбил местного князька Мандрака на берегу озера Алтын-Кёле. Казаки переименовали озеро в «Телецкое», по имени жившего на его берегах племени теле. Затем здесь была построена крепость, до наших дней не дошедшая. На её месте теперь поселок Яйлю, где туристы могут сесть на теплоход, курсирующий по озеру, чтобы насладиться главными достопримечательностями: водопадом Корбу и островом Каим.
Коренное население Алтая – тюркоязычные племена. Это потомки древнетюркских племен кипчаков, хакасов, уйгуров и монгольских племен. Алтайцы делятся на северных и южных. Племена тубуларов, челканцев, кумандинцев и шорцев (обитающих в Кузбассе) относятся к северным алтайцам; а алтай-кижи, теленгиты и телеуты – к южным. Они говорят на разных языках и даже внешне несколько различаются. Внутри каждой народности существует деление на сеоки (роды).
Глава сеока зовется зайсан. Он является духовным лидером и избирается сеоком. В Чемале один из зайсанов – Александр Бардин – создал туристический этнографический центр, позволяющий лучше узнать культуру Алтая. Проявления различных верований – неотъемлемая часть путешествия по Алтаю. Так, в степи и вдоль дорог нередко можно встретить ритуальные пирамиды из камней, в которые воткнуты палки с повязанными на них ленточками (кыйра или дьялама). Это обоо. Они указывают места, которые местные жители считают священными. Похожие традиции можно найти у всех народов степи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *